Поменялось ли к середине 2024 ядро аудитории кандидатов и работников? Средний линейный сотрудник сегодня и два года назад — это разные люди?
Что-то, возможно, поменялось, но не критично. Например, стало меньше иностранцев. В целом это те же люди, новых у нас не появилось.
Люди предпенсионного возраста, пенсионеры и несовершеннолетние — как они могут применить себя в рознице, чтобы было выгодно и бизнесу, и самим людям?
Мы работаем со всеми этими категориями. Не могу сказать, что есть какая-то разница в работе таких людей, мы относимся ко всем одинаково. Есть специфические ограничения, например, у несовершеннолетних в связи с законодательством, но базово мы даём одинаковые возможности для самореализации всем.
Сокращенный рабочий день или неделя могут повлиять на эффективность работы?
Затрудняюсь ответить. Такое возможно при условии, что нехватка людей на рынке заставит всех игроков ввести ограничение на дни работы. Но такая ситуация чревата тем, что тот, кто научится не закрывать магазины по воскресеньям, просто захватит рынок.
Что можно улучшить и/или поменять, чтобы в розницу активнее шли, к примеру, возрастные люди с высшим образованием?
Очевидно, нужно стараться улучшать и компенсации, и условия труда. Мы уже сегодня предлагаем такие вещи, как компенсация ДМС — для розницы это скорее нетипично. Не могу сказать, что будет дальше, и что мы придумаем еще.
Существует ли проблема с престижем работы в розничной торговле в целом? Если да — как её решают компании?
Проблема с престижем существует. Решить её можно только совместными усилиями всего ритейла. Важно проводить медийные кампании, представляя работу продавцов как важную и значимую, а не как вынужденную меру. Похожая работа проводилась с курьерами во время пандемии, и отношение к ним значительно улучшилось.
Как компании исследуют мотивации персонала в условиях перемен — и корректируют EVP?
Здесь всё завязано на исследованиях: от опросов внутри компании до глубинных интервью с разными когортами людей (соискателей, работающих, уволившихся).