По сравнению с аналогичным периодом прошлого года конверсия упала с 2,4 до 1,6 отклика — на 33%. А если сравнить с началом текущего — она рухнула в 5 раз. Почему это произошло?
Казалось бы, многие компании ушли с российского рынка — должна вырасти безработица, люди начнут искать работу и число откликов увеличится.
Но мы видим обратный эффект: падение в 5 раз. Это кажется удивительным, если не работать в маркетинге. На самом деле логика простая: рекламных каналов стало меньше, а людей осталось столько же. Это значит, что кратно выросла конкуренция за каждого пользователя. Сюда же накладываются и внешние факторы:- сезонный спад активности соискателей;
- отток мигрантов, который начался во 2-м квартале из-за курса рубля, сейчас стал особенно ощутим. А привлечение граждан РФ стоит дорого во всех смыслах;
- при этом рынок работодателей оживает.
Больше нельзя размещать рекламу в Instagram*, Facebook* и TikTok — запланированные на них бюджеты работодатели распределяют по оставшимся каналам. Почти одновременно закрылся сервис VK Работа, рекрутерам нужно заменить и его. Даже запрет рекламы в Google, не связанный прямо с рынком SMM, на него повлиял по той же причине: бюджеты, которые раньше расходовались на контекст, частично перетекли на доступные в России платформы. А их немного: ВКонтакте, MyTarget, Яндекс. Директ.Более того, за потенциального кандидата теперь конкурируют не только больше работодателей, но и рекламодатели из других сфер. Условная девушка 27 лет, которая ищет работу продавца, интересна не только нескольким торговым сетям как соискатель, но и Wildberries, Ozon и Lamoda как покупатель — все хотят показать ей свою рекламу. Проще говоря, на рынке стало тесно. Отсюда, как следствие, во-вторых — отклики подорожали.Рост конкуренции разогрел рекламный аукцион — поднялись ставки. CPC после 24 февраля по сравнению с началом года вырос в 3 раза: если раньше мы могли купить клик условно за 3 рубля, то теперь он обходится в 9 рублей. И каждый переход дальше по воронке конверсии тоже оказывается дороже. Это касается всех оставшихся рекламных кабинетов — ВКонтакте, MyTarget, Яндекс. Директ.Если вернуться к посевам, цифры по которым мы привели в начале. Здесь нет аукциона, мы платим за одно размещение. Почему такое суровое падение? Ушла одна из платформ, где рекрутеры занимались подбором персонала. Если соискатели ушли из VK Работа — наверное, теперь они будут сидеть в группах ВК по поиску работы. Так подумали все эйчары — и кинулись размещать посты. Количество постов в одной группе в день увеличилось в разы. Но ресурс внимания и времени, которое человек проводит в ВК, ограничено, а объявлений стало больше. В результате мы получаем меньше охватов — значит, меньше кликов — меньше базовых лидов — и меньше релевантных.
Картина понятная и не очень утешительная. Решать задачи кадровой лидогенерации теперь сложнее, но мы находим способы их решать.План «B» в действии: как мы собираем отклики и закрываем потребностьКоличество каналов сократилось, поэтому одна из основных наших целей сейчас — находить и тестировать новые каналы, куда постепенно будут перетекать люди и где они останутся. Но пока, чтобы привлекать прежние объемы лидов, приходится вложить больше усилий и больше бюджета. Стоимость отклика только растет — как с PPC-платформ с оплатой за конверсию, так и в обычном постинге. Но мы делаем все, чтобы выходить на целевые показатели.
Чтобы компенсировать проседание в охватах, увеличиваем бюджеты и масштабируем кампании в основных соцсетях. Размещаем больше постов и запускаем больше рекламы, постоянно корректируем настройки. Это позволяет держать поток лидов, хотя каждый следующий кандидат из одной сети стоит все дороже.
Усиливаем работу в Telegram, куда перешла аудитория из Instagram* — правда, с точки зрения рекламных возможностей замену нельзя назвать равноценной. Таргетированная реклама в Telegram имеет слишком высокий порог входа, может быть, удастся протестировать ее на крупных проектах. Сейчас мы активно размещаем посевы, делаем выводы и отрабатываем стратегию. А также собираем базу надежных каналов с хорошими результатами.
Из-за иного способа потребления контента стратегия постинга в Telegram сильно отличается от классических соцсетей. Там, где есть умная лента, наша задача сводится к тому, чтобы попасть в выдачу пользователя. В Telegram вместо смешанной ленты — каналы, которые пользователь читает последовательно, и поймать его там сложнее. С одной стороны, есть преимущество в точности таргетинга: если человек зашел в канал про вакансии, то он — активный соискатель и наша прямая цель. Но с другой, здесь трудно выйти на тех, кто не ищет работу прямо сейчас, но готов проявить интерес к хорошему предложению.
Запускаем баннеры — дорогой канал, который раньше использовали редко и в самых сложных случаях. Привлекаем тизерные сети: они дают дешевый трафик с высоким охватом, но без возможности четко таргетироваться. Сейчас нужно быть везде, где есть лиды.
Переходный период всегда трудный, но рука рынка — и усилия его участников — постепенно найдут равновесие. Главное — понимать, что в одинаково жестких условиях оказались все. И это хороший момент, чтобы применить свои профессиональные возможности, гибкость и способность адаптироваться к ситуации.
* Принадлежит компании Meta (признана экстремистской, деятельность на территории России запрещена)