Рекламный рынок продолжает адаптироваться к кризисам и переменам, а мы продолжаем за ним наблюдать, оценивать динамику — и делиться с вами выводами. В прошлом году вышла наша статья о том, как
инфляция съедает рекламный бюджет на HR-рекламу. С тех пор прошло девять месяцев, как изменилась картина за это время?
Новости не то чтобы особенно позитивны: взятый тренд на рост стоимости трафика лишь укрепляется. И на снижение в обозримом будущем рассчитывать не приходится — этому нет объективных причин. Тем более что в сегменте HR по-прежнему действует не только общая медиаинфляция, но и внутренние проблемы самого рынка труда.
Однако нам кажется важным следить за ситуацией в режиме реального времени и опираться на актуальные данные в своих оценках, а главное — стратегиях. В новом исследовании — свежие цифры на март 2024 года, анализ причин роста стоимости найма и рекомендации специалистов BetaOnline, как действовать в имеющихся условиях с максимально возможным эффектом для бизнеса.
От инфляции никуда не детьсяПотребительская инфляция в РФ в 2023 году, по официальным данным,
составила 7,42%. При этом цены на рынке digital-рекламы продолжают расти ощутимо быстрее: независимые эксперты
оценили медиаинфляцию за прошлый год в 20%.
Одна из причин такой разницы — отличия в
методике подсчета инфляции вообще и инфляции рекламного рынка. Общую инфляцию ЦБ считает на основе изменения стоимости потребительской корзины за отчетный период. Цены на входящие в нее товары и услуги открыты и отчасти управляемы — как минимум покупательской способностью аудитории, а в крайних случаях — прямым контролем со стороны ФАС и других госструктур.
Рекламный рынок живет по другим законам: конкурентная борьба за покупателей заставляет компании увеличивать рекламные бюджеты и разогревает ставки. В HR-нише эту тенденцию усиливают собственные сложности — и инфляция пробивает потолок. Об этих факторах, касающихся непосредственно HR-трафика, поговорим дальше.
Низкая безработица и снижение активности соискателейЕсли есть на рынке найма сегодня что-то постоянное — это состояние нехватки персонала. Уровень безработицы в 2023 году составил
рекордно низкие 3,4%. Такие показатели говорят о том, что работы и вакансий больше, чем заинтересованного в этой работе персонала.
Объяснение можно найти в социальной действительности:
- потенциальных работников с каждым годом становится физически меньше. По расчетам демографов, к 2030 году доля работающего населения в возрасте до 40 лет составит чуть больше 37%, а его численность сократится на 1,9 миллиона человек по сравнению с 2019-м;
- современная молодежь больше не хочет работать 5/2 и 20 лет на одном месте. Все чаще они ищут временное место, легко меняют компании, предпочитают работать в гибком графике или удаленно.
К этой реальности работодателям придется подстраиваться, и начинать нужно уже сейчас. Вот пара цифр с Международного форума труда в Санкт-Петербурге 20–22 февраля 2024 года:
- за последние 1,5 года резко изменился спрос на поиск работы — фиксируется на 45% меньше соискателей;
- в то же время только за последний год число размещенных вакансий выросло на 65%.
Низкого сезона больше нетБорьба за персонал стала непрерывной в течение всего года. Раньше сезонность играла большую роль: осенью рынок кадров находился в разгаре, а летом активность падала. Если вы размещали вакансии, когда другие отдыхали, можно было найти кандидатов по меньшей цене. Теперь это окно закрыто: низкого сезона уже не бывает, тогда как высокий никуда не делся.