Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Медиаинфляция в 2024 году: почему HR-реклама дорожает и как тратить бюджет эффективнее
01.04.2024
Время прочтения: ~ 10 минут
Рекламный рынок продолжает адаптироваться к кризисам и переменам, а мы продолжаем за ним наблюдать, оценивать динамику — и делиться с вами выводами. В прошлом году вышла наша статья о том, как инфляция съедает рекламный бюджет на HR-рекламу. С тех пор прошло девять месяцев, как изменилась картина за это время?

Новости не то чтобы особенно позитивны: взятый тренд на рост стоимости трафика лишь укрепляется. И на снижение в обозримом будущем рассчитывать не приходится — этому нет объективных причин. Тем более что в сегменте HR по-прежнему действует не только общая медиаинфляция, но и внутренние проблемы самого рынка труда.

Однако нам кажется важным следить за ситуацией в режиме реального времени и опираться на актуальные данные в своих оценках, а главное — стратегиях. В новом исследовании — свежие цифры на март 2024 года, анализ причин роста стоимости найма и рекомендации специалистов BetaOnline, как действовать в имеющихся условиях с максимально возможным эффектом для бизнеса.

От инфляции никуда не деться

Потребительская инфляция в РФ в 2023 году, по официальным данным, составила 7,42%. При этом цены на рынке digital-рекламы продолжают расти ощутимо быстрее: независимые эксперты оценили медиаинфляцию за прошлый год в 20%.


Одна из причин такой разницы — отличия в методике подсчета инфляции вообще и инфляции рекламного рынка. Общую инфляцию ЦБ считает на основе изменения стоимости потребительской корзины за отчетный период. Цены на входящие в нее товары и услуги открыты и отчасти управляемы — как минимум покупательской способностью аудитории, а в крайних случаях — прямым контролем со стороны ФАС и других госструктур.


Рекламный рынок живет по другим законам: конкурентная борьба за покупателей заставляет компании увеличивать рекламные бюджеты и разогревает ставки. В HR-нише эту тенденцию усиливают собственные сложности — и инфляция пробивает потолок. Об этих факторах, касающихся непосредственно HR-трафика, поговорим дальше.

Низкая безработица и снижение активности соискателей


Если есть на рынке найма сегодня что-то постоянное — это состояние нехватки персонала. Уровень безработицы в 2023 году составил рекордно низкие 3,4%. Такие показатели говорят о том, что работы и вакансий больше, чем заинтересованного в этой работе персонала.


Объяснение можно найти в социальной действительности:
  • потенциальных работников с каждым годом становится физически меньше. По расчетам демографов, к 2030 году доля работающего населения в возрасте до 40 лет составит чуть больше 37%, а его численность сократится на 1,9 миллиона человек по сравнению с 2019-м;
  • современная молодежь больше не хочет работать 5/2 и 20 лет на одном месте. Все чаще они ищут временное место, легко меняют компании, предпочитают работать в гибком графике или удаленно.
К этой реальности работодателям придется подстраиваться, и начинать нужно уже сейчас. Вот пара цифр с Международного форума труда в Санкт-Петербурге 20–22 февраля 2024 года:
  • за последние 1,5 года резко изменился спрос на поиск работы — фиксируется на 45% меньше соискателей;
  • в то же время только за последний год число размещенных вакансий выросло на 65%.


Низкого сезона больше нет

Борьба за персонал стала непрерывной в течение всего года. Раньше сезонность играла большую роль: осенью рынок кадров находился в разгаре, а летом активность падала. Если вы размещали вакансии, когда другие отдыхали, можно было найти кандидатов по меньшей цене. Теперь это окно закрыто: низкого сезона уже не бывает, тогда как высокий никуда не делся.

​​Как видно на графике, в декабре 2022 года стоимость привлечения потенциальных сотрудников была в три раза выше, чем в феврале 2023 года. Через год всё по-другому: в декабре 2023 года цена за привлечение оказалась в 1,8 раза выше, чем в феврале 2024 года, — но годовой рост цен исключает возможность построить сколько-нибудь состоятельный прогноз на следующий год прямо сейчас. Теперь за рынком нужно следить постоянно.

Конкуренция работодателей

Продолжаем выстраивать цепочку. В поисках способов расширить входную воронку все больше работодателей идет в digital-каналы. HR-команды, которым раньше хватало традиционных методов — офлайн-рекламы и job-площадок, — создают посадочные страницы с вакансиями и стараются привлечь аудиторию всеми возможными digital-инструментами. Экспериментами в этом направлении занимаются все — и рекрутинговые агентства, и внутренние отделы компаний.

Но места размещения не резиновые не бесконечные даже в интернете. На рекламных площадках образуется давка, что ощутимо разогревает аукцион, — цены растут для всего рынка.

Рост цен на digital-рынке и площадках для найма

Рост цен на digital-рынке сопровождается общей медиаинфляцией: +25% на 2024 год. Различные сегменты рекламного рынка взаимосвязаны: если один канал поднимает цены, то и другие следуют за ним. Например, по digital-каналам прогнозируется рост не менее 11%.

Увеличение цен на традиционных интернет-площадках для поиска сотрудников, таких как HH.ru и Avito — только усиливает дисбаланс. Ранее эти площадки были основным выбором для многих компаний, но сейчас ситуация меняется. Поскольку цены на них растут, а объемы сокращаются, digital-реклама становится более привлекательной.

Следовательно, все больше работодателей предпочитают обратиться к digital-инструментам для поиска персонала, поскольку они становятся не менее выгодными по сравнению с досками объявлений. Это приводит к увеличению числа рекламодателей в digital — и ужесточает конкуренцию во всех рекламных каналах, что в свою очередь повышает стоимость привлечения кандидатов.

Подтверждение — в цифрах

Без лишних комментариев:
  • с января по декабрь 2023 — рост в 3 раза;
  • с января 2023 по февраль 2024 — рост в 2 раза год к году.
А здесь видим, как вырос CPL год к году в январе. Пиковые значения за год все еще остаются, но до уровня прошлого года цены возвращаться не будут — только идти вверх.
Итого: что мы имеем

Выводы не очень утешительные, зато реалистичные.
  1. Сезонность смещается: больше нет периода, когда можно дешевле закрыть потребность. При этом дорогие периоды найма остаются, и, как обычно, приходятся на вторую половину года, смещаясь в сторону лета. Осень как была конкурентной и дорогой, так и осталась.
  2. Острая нехватка кадров на рынке заставляет компании платить за кандидата больше. Когда такая проблема есть по всему рынку — вверх летят все цены.
  3. Число рекламодателей в HR-нише постоянно прибывает. Старожилы найма приходят в digital-каналы, дополнительно разогревая и без того горячий аукцион в рекламе. Цена клика чувствительно растет.
  4. Лидеры рынка, используя свое положение, повышают стоимость размещения на job-площадках.

Наш образ будущего

Хотя отказываться от привычных решений не обязательно, всё больше бизнесов будут работать изобретательнее — будут оценивать job-сайты, digital-продукты и кампании на бренд работодателя не по кликам и охватам, а только по окупаемости и операционным издержкам. Проще говоря, деньги будут считать все, всегда и везде.

Как готовятся к переменам наши партнёры:
1. Пробуют новые подходы к привлечению персонала, включая разнообразные каналы и методы для сбора мобильного трафика.
2. Улучшают условия труда, ориентируясь на динамику рынка и end-to-end-аналитику воронки с коннекторами в каждом регионе.
3. Меняют отбор кандидатов: когда возможно — упрощают требования, предлагая различные формы трудоустройства и графики.
4. Компенсируют повышение цен на привлечение персонала, работая над удержанием кандидатов и ускорением цикла трудоустройства.
5. Подключая Кадровую лидогенерацию, сохраняют цену валидного лида на квартал, полгода или год, чтобы не зависеть от колебаний на рынке.

Пятый пункт — наша любимая тема для разговора. Оставьте заявку, чтобы обсудить продукт с экспертом или задать вопрос по тексту статьи. Постараемся быть полезными.