Первое, что важно знать: штраф может быть выписан любому звену рекламной цепочки — и рекламодателю, и распространителю рекламы, или им обоим. Как на практике будет распределяться ответственность — пока неизвестно, но заявленные в законе суммы штрафов выглядят серьезно для всех.
За распространение интернет-рекламы без маркировки или с нарушением требований к ее размещению могут оштрафовать:
- граждан — от 30 000 до 100 000 рублей,
- должностных лиц, предпринимателей и малые предприятия — от 100 000 до 200 000 рублей,
- средние и крупные компании — от 200 000 до 500 000 рублей.
В системе маркировки, которая выстраивается по замыслу законодателя, задействовано несколько участников:
- рекламодатель (заказчик рекламы) — физическое или юридическое лицо, которое дает рекламу своего товара или услуги;
- рекламораспространители и операторы рекламных систем — блогеры, СМИ, поисковики, соцсети и другие интернет-площадки, где размещается реклама;
- операторы рекламных данных (ОРД) — выбранные Роскомнадзором организации, которые собирают сведения о рекламе и отправляют их в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы).
С практической точки зрения для рекламодателя возможны два варианта формирования этой цепочки: когда компания размещает рекламу самостоятельно или когда привлекает посредника, например, рекламное агентство. Рассмотрим подробнее, как действовать в каждом случае, если вы хотите рекламировать свой продукт, услугу или работу без нарушений.
Как правильно самостоятельно разместить рекламу?Если информация, которую планируется разместить, имеет признаки рекламы, рекламодатель или рекламораспространитель должны будут передать в ОРД информацию по всем материалам, размещаемым во всех каналах. ОРД в свою очередь отправит информацию в ЕРИР, и материалу будет присвоен токен-идентификатор. Это набор букв и цифр, который обязательно нужно разместить в рекламе, — без него публиковать креатив нельзя.
Несколько моментов, которые могут вызвать вопросы.
- Кто подает информацию в ОРД — заказчик рекламы или площадка?
Возможны оба варианта. Крупные ресурсы, такие как Яндекс. Директ и Авито, уже организовали весь процесс: рекламодателю остается только подписать оферту с согласием на передачу данных в ОРД, остальное делает площадка. А вот с блогерами и частными каналами нужно договариваться в каждом конкретном случае — кто берет на себя эту задачу. Главное, не пускать вопрос на самотек, четко проговорить действия сторон и проконтролировать: если блогер разместит вашу рекламу без маркировки, ответственность будете нести и вы тоже.
- Какая информация нужна ОРД?
Данные юрлица, информация о товаре, креативах, сроках размещения, объеме показов. Задачу упрощает то, что ОРД, с которым заключен договор, предоставит анкету с полями, необходимыми для заполнения.
- Можно ли получить токен, не заключая договор с рекламной площадкой?
Только если речь о вашей собственной площадке. В остальных случаях это будет нарушением — предоставление неполных сведений. В законе указано, что нужно указать информацию по всей цепочке.
- Как должен выглядеть токен в объявлении?
Для каждого формата — баннер, текст, аудио, видео — есть свои требования по нанесению маркировки. Кстати, в единственном (на сегодня) реально предъявленном штрафе проблемы возникли именно в неправильном оформлении токена, а не в его отсутствии. Так что обязательно нужно заранее выяснить и соблюсти эти условия.
Подводя итог, если вы даете рекламу на разных каналах, с каждым может быть своя механика взаимодействия: Авито передаст данные сам, а о рекламе у блогера, скорее всего, сообщите в ОРД вы (зависит от вашей с ним договоренности). При этом в любом случае необходимо оформить отдельный договор не только с крупными рекламными платформами, но и с каждым блогером, Тг-каналом и группой ВК, где публикуется объявление.