Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Копирайтинг для массового подбора: как использовать скрытые преимущества вашего HR-бренда
04.02.2021
Время прочтения: ~ 10 минут

Алексей Лукин

Senior Copywriter

«Обязанности. Требования. Условия.» — вы легко найдете эту триаду в 9 из 10 объявлений о работе на русском языке. От текстов кадровых служб из retail до текстов, ориентированных на специалистов, от социальных сетей до job-сайтов — это клише годами сопровождает коммуникации сотен HR-брендов.

Для добавления блока перелинковки

Иногда, чтобы отличаться, авторы объявлений к этому шаблону добавляют одну-три «продающие фразы»:

  • Слово о компании, написанное когда-то маркетингом, HR- или PR-отделом;
  • Кусачий заголовок-призыв в духе «СРОЧНО ищем, очень ждём»;
  • Очень важное событие: «Мы расширяем штат в связи с ростом бизнеса».

Видя такое объявление, немногим отличное от десятков других, соискатель примеряет на себя зарплату, проскальзывает по первому абзацу и переходит к знакомому «Обязанности, Требования,..». Видит ли он себя бенефициаром, когда читает про рост бизнеса? Видит ли причину для срочного реагирования на предложение?..
Конечно, если заявлена высокая для рынка вилка, а HR-бренд узнаваем и почитаем, соискатель позвонит и без лишних патетических прелюдий. Но представим, что HR-офис ведет подбор на новые позиции и не знает, как отреагирует на объявления аудитория. Хуже того — зарплата ниже рынка, а о самом бренде людям известно мало. Как оттенить проигрышные детали вашего предложения о работе и высветить его преимущества — этому и посвящен наш материал.

Как пройти рекламный фильтр соискателя

Рынок меняется: HR-бренд конкурирует за внимание соискателя с медийной рекламой, мессенджерами и стриминговыми сервисами. Информации много, рекламы — тоже. И хотя кадровая реклама не посягает на кошелек своей аудитории, массив однообразных сообщений рано или поздно включает в соискателе защитный механизм. Для прохождения рекламного фильтра HR-бренд нужно показать с выгодной стороны. Описываемые выгоды должны быть объективными, а главное — релевантными потребностям соискателя.
Из практики: проект для сети кинотеатров Синема Парк и Формула Кино
Перед нами стояла задача получить максимальный отклик на новую вакансию «менеджер кинотеатра». Это работа для молодых, активных киноманов, ЦА — миллениалы, которым свойственно проводить много времени в соцсетях и слабо реагировать на традиционную рекламу.

Вакансия требовала от кандидата выполнения обязанностей сразу на трех позициях: билетная касса, кинобар и зал. Скромную зарплату и размашистое описание обязанностей мы компенсировали эмоциональными бенефитами: работа в команде «своих», проходка в кино, возможность увидеть «кухню», скрытую от зрителя. Ставку сделали на короткие предложения-призывы, добавили немного сленга и юмора.
Итог: кинотеатры были укомплектованы на протяжении всего сезона. Основным источником трафика стали публикации в работных пабликах VK.
Действенность креатива во многом зависит от подготовительной работы. О том как собрать информацию, важную для читателя — дальше.

Как подготовиться к работе над текстом и креативами

В BetaOnline на этапе подготовки мы используем бриф, который в обязательном порядке заполняет каждый клиент. Здесь — вопросы о задаче, которую должен решать текст, вопросы о сильных и слабых сторонах HR-бренда, вопросы об особенностях работы и аудитории, которую работодатель хотел бы видеть на ассессменте.

Даже если вы пишете тексты сами — подобный документ нужен. Опросник поможет собрать всю информацию в одном месте и упростит поиск идей. По нашему опыту к этому этапу часто относятся формально: ответы в брифах все больше односложные, описание аудитории ограничивается формулой возраст / пол / гражданство. В агентстве такие брифы дорабатывает менеджер проекта и копирайтер. Через уточняющие вопросы мы узнаем у клиента детали для как можно более полного представления об отличиях компании и ее сотрудников.

Важно понимать: тщательная и подробная проработка брифа в ваших интересах. Чем больше фактов и деталей вы соберете, тем убедительнее получится объявление.

Например, если ищете водителей-курьеров в службу доставки, не лишним будет уточнение про тип коробки передач и год выпуска машин. Подобные детали помогают соискателю живо представить свой первый рабочий день.
Другой пример: ищем людей на тяжелое производство. Сварщики и фрезеровщики могут не понять формулировки «полный соцпакет», но оценят, если автор напишет про модели сварочного оборудования или станки. Может быть и так, что в цехах стоит новое оборудование из Германии стоимостью 100 000 евро за штуку. На кандидата-профессионала такая фактура может воздействовать сильнее любых обещаний, ведь если работодатель на плаву и вкладывается в производство, деньги всегда найдутся и для сотрудников.
Три действия — и ваше объявление работает сильнее:
  • Узнаем, чем может похвастаться условное «производство»;
  • Выбираем из собранной информации ценное для кандидата;
  • Наполняем текст новыми деталями и фактами;

При составлении брифа важно учитывать специфику каждой конкретной вакансии. Если объявления будет готовить агентство, автор текста должен всегда держать в уме критерии отбора кандидатов. Подробно сформулированная задача поможет сразу ориентировать сообщения на аудиторию с релевантным опытом и уровнем подготовки, а значит — убережет рекрутеров от звонков заведомо неподходящих соискателей.
Из практики: кейс для сети магазинов спорттоваров Декатлон

Компания поставила нам нетривиальную, но ясную как день задачу: найти молодых людей с опытом в прямых продажах и спортивными хобби. Решая ее с помощью SMM, мы писали тексты с отсылками к биографиям узнаваемых спортсменов, говорили о ярких достижениях и ценностях спорта. Благодаря кампании Декатлон успешно открыл новые магазины в Москве и Краснодаре
В любом проекте мы ищем не только информацию про бизнес. Когда у компании есть устойчивое позиционирование, важно нативно донести его до соискателей, не растеряв альтруизм HR-бренда по дороге. Декатлон делает спорт доступным для всех, кто хочет стать лучше. Наша задача — передать это сообщение соискателю, не смешивая его с выхолощенными корпоративными клише.
Говорите с соискателями о том, что им важно

Практически в любой вакансии можно найти неочевидные выгоды, релевантные потребностям соискателя. Ищете водителей в курьерскую службу? Расскажите о комплектации корпоративных автомобилей. Кассиров в супермаркет «у дома»? Сделайте акцент на возможности не тратить время на дорогу, жить без маршруток и больше бывать с семьей.
Из практики:
В этом проекте мы поменяли креативную концепцию бренда работодателя в социальных сетях. Брутальный образ страхового агента в строгом деловом костюме и патетические заявления о грянувшем столетии компании уступили место более земным сюжетам. Креативы ориентировались на потребности молодых матерей, обещали быструю адаптацию выпускникам ВУЗов, и показывали, как простой понедельник может стать праздником.
Росгосстрах полностью выполнил цели годовой рекрутинговой кампании, укомплектовав агентский корпус людьми из 700 населенных пунктов страны. SMM стал одним из самых эффективных каналов коммуникации с соискателями.

Изучите аналогичные предложения на рынке и постарайтесь оценить глазами соискателя, чего в них не хватает, какие детали упущены. Конкурент отделывается «гибким графиком» и парой предложений про «надежную успешную компанию с многолетней историей»? Отлично! Напишите о технологиях производства, поделитесь success story младшего сотрудника, наградите комплиментами действующих сотрудников, расскажите о конкретных достижениях и планах. Кандидату важно знать, что место, на которое он приходит, обещает реальные выгоды сейчас или развитие в будущем.

Структурируйте текст, выделяйте главное

Вместе с тем, не стоит слишком увлекаться, обрушивая на соискателя тонну информации. Избыток преимуществ как минимум дезориентирует и не запоминается, как максимум — текст становится излишне рекламным и вызывает внутренний протест.

В одном рекламном сообщении стоит сосредоточиться на 1-2 ключевых преимуществах. Если преимуществ много, составьте несколько объявлений — каждое из них будет работать лучше, чем одно «про все и сразу».

Составьте план и держите его в голове, пока пишете текст. Размещаем в заголовке главное преимущество, раскрываем его в первом абзаце и дополняем небольшим списком важных условий. Если есть объективные бенефиты — оплата выше рынка или удобный график, акцентируйте внимание на них. Если их нет — найдите 1-2 эмоциональных бенефита, таких как возможность проводить больше времени с семьей, работая рядом с домом.