Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Как победить в битве за соискателя в массовом найме? Анализ job-офферов — базовый инструмент
23.01.2023
Время прочтения: ~ 14 минут
Дефицит персонала остается одной из самых обсуждаемых тем российского рынка труда в последние годы. Недавнее исследование Института экономики РАН подтвердило ее остроту: дефицит кадров ученые оценили в 4,8 млн человек.


Причины такого положения вещей — предмет для отдельного разговора, а сегодня мы обсудим практическую сторону дела. Что делать компаниям, чтобы заполнить штат кадрами и обеспечить функционирование бизнеса? И без того непростой вопрос звучит еще критичнее применительно к массовому персоналу, где объем найма измеряется тысячами сотрудников в год, а конкуренция за соискателя становится все суровее.
Наш ответ — вступая в борьбу, стоит начать с анализа job-офферов. Читайте о том, почему это важный инструмент в арсенале HR-службы и как правильно его использовать.

Зачем нужен анализ job-офферов?

Анализ job-офферов — первый шаг в разработке стратегии привлечения и удержания талантов, который важен для успешного выстраивания HR-процессов в целом. Он позволяет определить позиционирование вашего бренда работодателя и использовать его в своих интересах. Кроме того, анализ включает изучение основных игроков на рынке, их сильных и слабых сторон и того, как они могут влиять на ваш бизнес.

Проще говоря, главная цель — оценить, конкурентоспособно ваше предложение на рынке труда или нет. Опираясь на полученную информацию, вы определите свои преимущества и разработаете стратегию, которая поможет выделиться среди других работодателей.

А теперь разберем процедуру анализа на примере условной компании:
  • компания — N;
  • вакансия — продавец-кассир в продуктовый супермаркет;
  • география — г. Иваново.


Анализ job-оффера: пошаговый гайд

1) Идентификация конкурентов
Начинаем с составления выборки конкурентов. Подбираем не менее пяти компаний в целевом городе (Иваново) из того же сектора: продавцы-кассиры.

В том случае, если в нужной локации пять конкурентов не набирается, — можно посмотреть по смежным отраслям с похожей целевой аудиторией. Супермаркетов в поселке всего три? Включаем в выборку магазины одежды и товаров для дома. Производственное предприятие одно на район? Смотрим на складские компании — скорее всего, в части неквалифицированного персонала вы конкурируете за одних и тех же соискателей.

Верная идентификация конкурентов на начальном этапе — это база маркетингового исследования. Неточно подобрав конкурентов, мы получаем искаженную или неполную картину рынка. Работа с такими данными повышает риск сформировать неконкурентный оффер и, как следствие, слить маркетинговый бюджет.

2) Сбор информации и оценка условий
Собираем информацию обо всех работодателях из списка, чтобы сравнить условия компании N и ее конкурентоспособность по параметрам, влияющим на интерес соискателей:
  • заработная плата;
  • вариативность графиков работы (сменный, пятидневка, частичная занятость, вахта и т. д.);
  • вариативность видов оформления (ТК, ГПХ, самозанятость и т. д.);
  • частота выплат;
  • удобное расположение места работы (количество офисов/магазинов и т. д.);
  • наличие бенефитов (премии, скидки, акции, конкурсы, питание, обучение, корпоративный транспорт и т. д.)
Полученные данные сводим в таблицу. А затем проводим SWOT-анализ: определяем сильные и слабые стороны своего оффера по сравнению с конкурентами, находим возможности для улучшений и потенциальные угрозы.

SWOT-анализ позволяет не только оценить конкурентоспособность оффера, но и подсветить триггерные точки коммуникационной стратегии.

3) Проведение «тайного соискателя»

Задача на этом этапе — оценить качество работы с кандидатами у работодателя N и сравнить его с компаниями-конкурентами. Организуя такую проверку, нужно моделировать поведение соискателя, который не пошел дальше по воронке с первого же касания.

На практике это выглядит так: мы откликаемся на вакансию и ждем обратной связи от рекрутера. Первые два-три звонка или сообщения пропускаем. Если он проявит настойчивость и дозвонится, проходим телефонное интервью и записываемся на собеседование.

На каждом этапе нам нужно оценить работу рекрутера, обращая внимание на:
  • скорость реакции на отклик, количество попыток дозвона;
  • полноту информации о работе, предоставленной в ходе телефонного интервью, и в целом качество общения;
  • запись на собеседование, информирование о месте и времени;
  • напоминание о собеседовании;
  • sms/звонок при неявке на собеседование.
Отсутствие этих действий приводит к потере кандидатов. В поиске работы люди часто откликаются на несколько похожих вакансий — и выбирают ту компанию, которая произвела на них лучшее впечатление или просто оказалась быстрее и активнее.

По итогам «тайного соискателя» мы получаем представление о качестве обработки откликов у конкурентов — эта информация может стать ориентиром для настройки процесса в компании клиента.

4) Оценка узнаваемости HR-бренда

Для проведения эффективной рекламной HR-кампании нам важно понимать, насколько соискателям знаком бренд работодателя, знают ли они его лучше/хуже, чем конкурентов.

Используя сервис Яндекс Вордстат, определяем частоту запросов за последний месяц:
  • «продавец-кассир + компания N»
  • «продавец-кассир + конкурент 1»
  • «продавец-кассир + конкурент 2»
  • «продавец-кассир + конкурент 3»
и т. д.

Чем больше целевых запросов по бренду, тем выше активность спроса у соискателей.
При этом стоит иметь в виду, что применительно к продвижению вакансий по этому параметру нет прямой корреляции: много запросов — хорошо, мало запросов — плохо. Почему и как это работает, обсудим дальше.

В целом же оценка узнаваемости бренда позволяет спрогнозировать охват рекламных кампаний по прямым запросам, а также понять, насколько бренд работодателя вытерт в том или ином гео.

5) Оценка социального доказательства и ORM

Один из самых полезных этапов — исследование репутации компании N и ее конкурентов как работодателей.


Чтобы посмотреть на себя глазами соискателей и узнать, что они о вас думают, стоит изучить несколько профильных площадок: за последние годы создано немало сайтов-отзовиков, где бывшие и нынешние сотрудники оставляют мнения о своих нанимателях. Также приобрели популярность YouTube-каналы, где блогеры устраиваются на работу в разные компании и подробно освещают позитивные и негативные моменты в организации труда. Проверьте, нет ли такого обзора о вашем бренде.


Цель этой работы — выявить наличие негатива со стороны сотрудников: эта информация потенциально важна для работы с брендом работодателя и, возможно, для внутренних улучшений.

6) Сравнение предложений
И наконец, собрав информацию по всем пунктам, остается сравнить стратегии конкурентов с собственными, с тем чтобы увидеть, где вы выигрываете, а где отстаете:
  • насколько выше/ниже ваше зарплатное предложение, в чем ваш оффер лучше других на рынке (графики, виды оформления, бенефиты);
  • насколько рекрутеры мотивированнее «продать» вакансию кандидату, чем у конкурентов;
  • насколько популярен ваш бренд;
  • что пишут и говорят о вас в открытых источниках.
На этом этапе таблицу, которую мы наполняли на протяжении всего исследования, можно для наглядности раскрасить: выделим, например, зеленым цветом ячейки со своими преимуществами и красным — «проигранные» элементы.
Как использовать информацию: полезные выводы

Полученные данные нужны нам не просто для того, чтобы знать свои сильные и слабые стороны, но и чтобы правильно с ними работать.

Улучшайте условия или их подачу

Выявленные слабые места — это новые точки роста, опорные пункты для улучшения EJM (карты пути соискателя). Красные ячейки имеет смысл обсудить внутри компании, принять во внимание при выстраивании HR-стратегии на будущее. Возможно, наглядные результаты помогут представить топ-менеджменту объективные причины сложностей с наймом, показать, где вас обходят конкуренты, и убедить предпринять меры для улучшения условий труда.

Конкурентоспособность оффера — значимый фактор успешности job-кампании: если компания заметно отстает от рынка, это снижает прогнозы по объемам лидов.

Но и в тех случаях, когда нельзя быстро исправить недостатки предложения, можно добиться хороших результатов — за счет качественной подготовки HR-кампании с грамотной расстановкой акцентов. У любой компании есть свои преимущества, нужно вывести их на первый план и заинтересовать соискателей.
В одном из кейсов мы разработали кампанию для сети пиццерий, которая не была в топе рынка по уровню зарплат, но предлагала необычную «плюшку»: бесплатное питание на смене с возможностью угостить друга. Креативная команда сыграла на идее «пицца тебе и твоему другу», обеспечив хороший поток откликов.
Работайте с HR-брендом

Теперь обсудим неочевидный факт: раскрученный HR-бренд не всегда дает преимущество, и даже наоборот, может снижать эффективность кампании. Такой парадокс характерен для enterprise-сегмента, особенно в части массового найма. Он возникает потому, что высокая узнаваемость возникает после высокой предшествующей активности. Когда бренд попадается на глаза слишком часто — он затирается, аудитория выгорает и перестает его замечать.


Чтобы преодолеть «вытертость» бренда, мы рекомендуем делать ставку на свободу и яркость: избегать шаблонных фраз и дизайна, отойти от корпоративной строгости. Ваша цель — цеплять взгляды креативом и строить коммуникацию по личностной модели, сближаясь с кандидатом и вызывая у него живой отклик.


С другой стороны, при низком уровне известности работа может оказаться даже проще. При этом сама job-кампания принесет дополнительный промоэффект для бренда.
Итак, анализ job-офферов в конечном итоге имеет две цели: собрать объективные данные и применить их с пользой для компании. Эта работа поможет увидеть слабые места в HR-стратегии и составить программу поэтапных улучшений — чтобы в перспективе не только привлекать больше соискателей, но и удерживать их в компании за счет роста их лояльности к вашей компании как работодателю.