Ограниченное количество каналов Конечно, основным каналом привлечения соискателей остается HeadHunter, но основной — не значит единственный. Нужно смотреть в сторону рынка, тестировать новые продукты, не отсекать источники. Иначе кандидатов в остальных каналах будут забирать конкуренты, а ты останешься позади.
Мы используем все job-площадки: Работа.ру, Superjob дают хоть и меньший (по сравнению с HH.ru), но качественный трафик с хорошей конверсией. С Авито непросто работать в плане интерфейса, но количество откликов тоже стоит усилий. Есть некоторое количество трудоустроенных через Вконтакте. Таким образом, мы привлекаем все доступные источники, чтобы рассказывать о своих вакансиях и получать максимально возможный охват аудитории. Нужно быть везде, на всех площадках, чтобы люди видели: в «Дикси» есть работа, сюда можно прийти.
Ведение рекламы во всех источниках своими силамиОднако не все каналы привлечения кандидатов имеет смысл вести самостоятельно. В частности, цифровой маркетинг — очень специфический инструмент, которым чаще всего не владеют (и не обязаны владеть) HR-менеджеры. Это сфера, где нужно работать профессионально, чтобы знать, как привлечь трафик и где он более качественный, какие картинки и тексты лучше заходят в разных источниках, как настроить цену показов и еще тысячу нюансов. Не стоит лишать себя экспертной помощи на тех направлениях, где она полезна.
«Дикси» использует digital-инструменты в HR-маркетинге с 2018 года. Тогда мы перевели бюджет с газет и других офлайн-источников в интернет. Это было правильное решение: переместив фокус, мы приросли в потоке кандидатов. Изначально не планируя идти в эту сферу самостоятельно, начали сотрудничество с агентством BetaOnline и работаем с ним до сих пор. Их продукт «
кадровой лидогенерации» полностью закрывает для нас задачу по привлечению трафика из каналов цифровой рекламы.
В теории можно заниматься и этим направлением самостоятельно, но для этого нужно собрать штат специалистов-маркетологов, построить и контролировать их работу. Мы оцениваем для себя как более выгодный вариант с привлечением профессиональных сторонних исполнителей.
Некачественная работа с контрагентамиПо опыту сотрудничества с агентством можно сформулировать несколько требований к подрядчику.
Выбранный партнер должен специализироваться в HR-маркетинге.
Привлекать покупателей на покупку дивана и привлекать персонал — очень разные задачи. Когда у исполнителей накапливается отраслевая экспертиза, появляется понимание работающих инструментов и методик, то результаты постоянно растут.
Важна заинтересованность в результате со стороны партнера. Нет смысла работать с контрагентом, который показывает красивые картинки, но безучастно относится к остальному процессу. У нас был опыт пилотирования с таких позиций: наша задача — отдать лиды, а дальше вы уж сами. Если партнер не погружается в работу, не взаимодействует с рекрутерами, не вникает в ситуацию на нашей стороне — высокой конверсии в трудоустроенных не будет.
Такой интерес прежде всего проявляется вниманием к обратной связи. Нужно признаться, что нередко это требует усилий со стороны агентства: когда клиент большой, исполнителей много, объемы подбора велики — о системной обратной связи приходится напоминать. Но именно такая настойчивость — ключевой показатель компетентности. Данные по обработанным откликам необходимы маркетологам, чтобы анализировать трафик, оценивать конверсию в разных каналах и повышать эффективность лидогенерации.
Со своей стороны важно точно так же идти навстречу, быть на связи, прислушиваться к подсказкам коллег-маркетологов. Мы, ответственные за подбор персонала, часто создаем себе проблемы сами: не имеем времени подготовить или изучить данные, не даем обратную связь и делаем тайну там, где она не нужна. Важно делиться цифрами, которые помогут улучшить трафик. Не отвергать рекомендации по организации работы рекрутеров — взгляд от экспертов с другой стороны бывает очень полезен. Недочеты могут быть как на стороне маркетинга, так и на стороне обработки — взаимодействие помогает их выявлять, чтобы выполнять свои задачи и не терять деньги.
Большая ошибка при оценке партнера по лидогенерации — мельчить, выкраивать, пилотировать проект на трех торговых точках. Это продукт, который работает на большом объеме, и его нужно тестировать на репрезентативной выборке. Планируя направить бюджет в цифровой маркетинг, разумно провести серьезный тест, который позволит полноценно оценить возможности подрядчика.
Стоит ли привлекать нескольких контрагентов? На одинаковые задачи — нет, они будут перебивать друг у друга трафик и взаимно снижать результаты. Поэтому имеет смысл или работать с одним подрядчиком, или делить между ними задачи — отдавать разные каналы или разные вакансии.