Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Маркетинг в онлайн-образовании и его особенности: кейс BetaOnline и сервиса Учеба.ру
20.06.2022
Время прочтения: ~ 14 минут
Компаниям на рынке EdTech приходится вести жесткую гонку за внимание аудитории. Для новых игроков задача еще сложнее: чтобы быть замеченным, нужно вызвать доверие, предложить интересные модели работы и найти свой подход к продажам. При том что маркетинг здесь имеет свои особенности: приемы из розницы, фармы или недвижимости могут не сработать или сработать не так.

Именно такую задачу поставил перед собой образовательный сервис Учеба.ру – компания, уже известная в смежной нише, решила запустить онлайн-программы для школьников и абитуриентов. Для помощи в ведении рекламы к проекту присоединилась наша команда.

О том, как прошел пилотный сезон, с какими сложностями пришлось столкнуться и какие ценные инсайты удалось добыть, – мы поговорили с Александром Каючкиным, руководителем сервиса Учеба.ру, и Татьяной Варавиной, менеджером отдела управления проектами BetaOnline.

— Александр, расскажите о сервисе Учеба.ру и о тех задачах, которые привели вас в BetaOnline.

Александр: Сервис Учеба.ру существует давно. Изначально мы работали в сегменте В2В: предлагали вузам и колледжам маркетинговые сервисы по привлечению абитуриентов. Работа велась за счет органического трафика — мы создаем сильный информационный ресурс, который приводит порядка 1,5 млн пользователей в месяц. В 2022 году решили пробовать новое направление: выходить в В2С и предлагать полезные сервисы напрямую старшеклассникам и абитуриентам. Как оказалось, на этом пути нас ждет много экспериментов и открытий.

В этом учебном сезоне мы запустили два больших продукта: программа профориентации и онлайн-школа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Первые продажи пошли, но в меньшем объеме, чем планировалось. Гипотеза, что органического трафика хватит для продаж и роста, не подтвердилась. В этот момент мы и обратились в BetaOnline.

Александр Каючкин

Руководитель сервиса Учеба.ру

— Каким был ваш запрос, как началось сотрудничество?

Александр: Мы столкнулись с тем, что рынок онлайн-образования невероятно конкурентный, школы предлагают разные продукты и модели обучения, идет жесткая ценовая борьба. Соответственно и маркетинг здесь настроен агрессивно: не успеешь подумать о подготовке к ЕГЭ, как вся лента увешана предложениями курсов.

В этих условиях конверсия из органического трафика оказалась низкой. Как только у человека формируется целевой запрос, он видит много рекламы других школ и не всегда возвращается к нам. Мы поняли, что нужно подключать прогрев пользователей, доводить их до завки, а наших внутренних инструментов — рассылок, контактов по телефону и в мессенджерах — для этого недостаточно. Так возникла мысль о ретаргетинге, чтобы для тех пользователей, которые про нас уже узнали, мы были всегда на виду, напоминали о себе в рекламных показах.

С этой идеей мы пришли в BetaOnline. Коллеги предложили не ограничивать активность и тестировать сразу все каналы — от контекстной рекламы до таргетинга в соцсетях. К проекту мы приступали с довольно радужными ожиданиями, но сложности перегретого рынка сказались и по линии маркетинга. Тем не менее удалось получить первые результаты, а кроме того, пилот принес много выводов, которые очень помогут на следующих этапах.

— Татьяна, о проекте с вашей стороны: как строили работу?

Татьяна: На пилотный период мы взяли в работу только одно направление — подготовка к ЕГЭ. Обычно в своих проектах мы запускаем отдельные лендинги под ведение кампаний, но наши шаблоны заточены под вакансии. Адаптировать их под другой контент или разрабатывать лендинг с нуля было бы слишком долго, решили начать на действующем сайте Учеба.ру.

Провели подготовительную работу: нужно было подключить пиксели, настроить интеграцию с системой аналитики Учеба.ру, чтобы коллеги видели траты и заявки по каналам. И с 5 января 2022 запустили сразу несколько каналов: контекстную рекламу в Яндексе и Google, ретаргетинг, постинг в ВК по профильным пабликам для учеников, абитуриентов и их родителей. Пробовали другие соцсети, был небольшой бюджет на TikTok и YouTube. Завели канал на Яндекс.Дзен — его мы пока наполняем контентом, это объемная работа с небыстрым результатом.

В рамках проекта организовали несколько рекламных кампаний: с посылами “пройти пробный урок” и “пройти пробный ЕГЭ”, а под целевые запросы тех, кто уже заходил, — “купить курс”. Запускались по конкурентным и брендовым запросам. Также коллеги проводили трехдневный марафон по экспресс-знакомству к ЕГЭ, под него мы провели отдельный пул активностей.

Если подвести итог по каналам, то самым результативным оказался Google: принес порядка 80% продаж с нашего трафика.

— А если говорить о сложностях, в чем они проявились и удалось ли их решить?

Татьяна: Стоит начать с того, что для нашей команды этот проект тоже стал своего рода пилотным. Мы давно и успешно работаем в сфере digital-маркетинга для HR, а с Учеба.ру впервые вышли на рынок EdTech. Казалось бы, там маркетинг и тут маркетинг, но практика показала, что в новой нише узкая экспертиза срабатывает не так быстро и точно, как хотелось бы.

На старте мы отметили сильные стороны: портал Учеба.ру знают все, бренд на слуху, есть большой органический трафик. Поэтому наш прогноз по стоимости лида и целевому объему трафика, который нужен для достижения KPI по сумме продаж, был вполне оптимистичным.

И вот первая неожиданность — удивленные комментарии к рекламным постам: “Учеба.ру — это же информационный портал, откуда у них школа?” Гипотеза, что известность бренда повысит доверие, сыграла несколько в обратную сторону. Это стало дополнительным полем работы: мы следили за всеми постами и комментариями, отвечали на них и рассказывали об открытии школы. Но это временная трудность: нужно взаимодействовать с аудиторией, и новое позиционирование бренда постепенно станет привычным.
Второй просчет — работа с основным сайтом компании. Сама по себе посадочная страница под ЕГЭ отличная — информативная, с записями демо-уроков, с возможностью записаться на пробный ЕГЭ и пробный урок, с сервисом оплаты. Но тут и скрывается подвох. Для лидогенерации нужны отдельные страницы, где нельзя отвлечься на что-то интересное, забыть зачем пришел и закрыть сайт. Более того, свои страницы нужны и для разной ЦА — учеников и родителей: у них разные запросы и побуждения, им нужны разные СТА и контент. Это ключевой вывод на следующие этапы, здесь точно будем менять подход.

— С учетом, что не все пошло по плану, каких целей удалось достичь? Расскажите о результатах проекта и своих выводах.

Татьяна: Запланированных результатов в цифрах мы не достигли: стоимость лида оказалась выше прогноза, количество продаж — ниже. Но сейчас уже понимаем, как делать надо и как не надо, где точки роста, как развиваться. Пилотный этап дал ориентиры.

Александр: Рынок высококонкурентный, практики работы на нем у нас пока мало, поэтому главный для нас результат на данном этапе — это опыт, который мы получили. Однако нельзя сказать, что совсем ничего не вышло: начав с нуля, мы увидели рост, просто он медленнее, чем ожидалось. Что не менее ценно, собрали много фидбэка от клиентов, узнали, что для них важно и как они делают выбор. Так что это был сезон получения опыта, который конвертируется в результат в дальнейшем.

Татьяна: Важный для нас внутренний вывод в том, что нашу экспертизу, знания сертифицированных специалистов, опыт в digital-маркетинге, наработанные в теме HR, нельзя просто перенести в новую нишу. Для каждого рынка нужно нарабатывать свою узкую экспертизу. Не стоит верить маркетологам, которые умеют “везде”, — каждый рынок имеет свои особенности, которые можно узнать только на практике. Нужно получить и масштабировать экспертность не только на уровне агентства, но и на уровне специалистов.

Что касается практических выводов, то следующий этап мы начнем с укрепления слабых звеньев, которые увидели: создадим отдельные лендинги, будем разбивать рекламные кампании на сегменты, а также проведем интеграцию с amoCRM клиента, чтобы напрямую передавать лиды и вести сквозную аналитику. Наладить полноценную обратную связь, получить возможность проследить путь лида и понять причину отказа — непременное условие для успешного продолжения проекта.

Александр: Поддержу, на следующем этапе мы тоже хотим более плотного взаимодействия с командой маркетинга. Пока процесс шел параллельно с обеих сторон: ребята пробовали свои идеи, мы свои. Будет правильнее вместе генерить гипотезы, синхронизироваться, более четко координировать действия.

Татьяна: Вот это доверие партнера и желание вместе тестировать, проверять гипотезы и объективно воспринимать критику (с обеих сторон) — самое важное на будущее. Нужно признать, мы работали в этом проекте так, как привыкли в HR-лидгене: под ключ, все под капотом и сами-сами-сами. А нужна связка с клиентом на уровне гипотез, историй, акций и подходов. В этом случае агентство будет интегрировано в процесс и станет “собственным маркетингом” настолько, насколько это возможно.
— Что дальше? Планируется ли масштабировать проект, какими вы видите перспективы?

Александр: Да, однозначно будем продолжать и расти. С тем темпом, который уже взят, рассчитываем в следующем сезоне как минимум выйти в ноль даже на органическом трафике. Но и, конечно, будем продолжать эксперимент по платным каналам, внеся изменения и в ожиданиях, и в действиях. Пересмотрим ожидания по стоимости привлеченного клиента, реализуем идеи по продакт-маркетингу — и свои, и предложенные командой BetaOnline.

Сейчас появилось понимание, что нужно продумать комплексную линейку продуктов, которая охватит больше потребностей аудитории. Помимо основных, в нее нужно включить продукты для низкого сезона: летние интенсивы, сопровождение при поступлении и т.д., а также продукты с низким чеком для легкого входа в нашу “экосистему”. Планируем запустить реферальную программу для учеников. Также ведем работу над тем, чтобы нас воспринимали как школу.

Повторюсь, результат сейчас — это опыт. Вообще за это время мы поняли, что главное — быстрые эксперименты, нужно постоянно проверять много вариантов гипотез. Пока запуск лендинга под направление для нас целая история — нужно переформатировать процессы, чтобы стать быстрее и гибче. В этом плане BetaOnline будет ценным ресурсом: специалисты предлагают идеи из своего опыта, а мощности дают возможность их тестировать. Также коллеги предложили взять на себя разработку лендингов, с удовольствием попробуем на следующей итерации.

— Александр, как вы считаете, стоит ли BetaOnline выходить с этим кейсом на рынок и предлагать свою экспертизу, команду и знания другим сервисам, образовательным центра и вузам?

— Да, конечно. Ребята показали свою открытость, проактивность, подтвердили профессиональные навыки в построении системы маркетинга. Что касается сложностей пилотного этапа — партнер, который набил не одну шишку, станет тем самым отделом маркетинга, построение которого внутри образовательного центра будет слишком долгим и дорогим. Уверен, уже следующий этап принесет результаты, к которым мы стремимся.

01.12.2020
Время прочтения: ~ 8 минут